Люди, разрушающие какую либо систему, всегда вызывают восхищение у тех, кто покорно следует этой системе
(с) К. Воннегут. Механическое пианино
Механическое пианино - первый роман Воннегута в его библиографии. И первый роман из всего его творчества, прочтенный мной. Когда я училась в Университете, в начале обучения какое-то время практически весь курс из окружения был охвачен какой-то Воннегутоманией, но мой уровень "ПИ" был явно ниже понимания, с чего.
А сейчас оказался вовремя.
Наверное, можно сказать, что сейчас я даже увлечена его творчеством. Актуальные острые проблемы заточены в изящную форму и оттенены очень тонкой иронией. Несмотря на то, что начинала читать роман с некоторым равнодушием, к концу - практически не могла оторваться, внезапно все оказалось на своих местах. Безусловно, это книга не с быстрым началом, и лишь для самых терпеливых, у которых хватит терпения дойти до конца. Немного наивно, немного "в лоб", но смысл от этого не теряется.
читать дальше- Так вот, Джимми, ПИ - это еще не все. Самыми несчастными людьми в этом мире чаще всего бывают как раз самые умные.
Про что книга? Как и любой роман - про отношения людей.
Но эта - в первую очередь на (по удивительному совпадению) злободневную сегодня тему - построение социальной лестницы по интеллектуальному показателю: "умным", сдавшим итоговый государственный тест - дорога в ВУЗы и престижные инженерные и управленческие должности, остальным - дорога в Армию или КРРах - корпус ремонта и реконструкции. Казалось бы - есть ли что честней, чем пресловутое "с каждого - по способностям, каждому - по возможностям"? Однако, и у Воннегута прекрасно получилось это показать, минусы этой системы никак не перекрывают плюсы. Один не сданный когда-то зачет по физкультуре может перечеркнуть сколь угодно удачную и успешную карьеру, а проваленный экзамен - к самоубийству, и вся чудовищность происходящего выражается в реплике одного из совершенно второстепенных героев: "хорошо, что у меня нет детей - им никогда не придется через это проходить".
Пол продолжал изумляться тому, насколько горячими сторонниками механизации являются американцы, Даже если эта механизация разбивает им жизнь. Жалобы кондуктора, так же как и вопли многих остальных, раздавались не потому, что у них отобрали работу и передали ее машинам – вещь, несомненно, несправедливая, – а потому что машины недостаточно совершенны.
Другая, связанная с предыдущей, линия - всеобщая механизация. Утопия, к которой стремились люди, создавая машины, превратилась в антиутопию. Машины взяли на себя все самое сложное, оставив людям лишь самые простые действия, требующие силы и не требующие интеллекта. Принесло ли это удовлетворение? Отнюдь. Прекрасный персонаж, шах Братпура, духовный владыка шести миллионов членов секты колхаури, великолепно оттеняет происходящее в течение всей книги, очень метко объясняя, кого он видит вокруг - такару, не граждан, но рабов. В то же время и отношение самих людей к механизации отличается некоторым двоемыслием, что и приводит к трагичной развязке в конце.
-Я люблю тебя, Пол.
-Я люблю тебя, Анита.
Эти две реплики, чья форма знакома и привычна всем, проходят красной линией по всему роману, подчеркивая, что механизация дошла и до человеческих отношений. Прием с повторением фрагментов текста для подчеркивания мысли я видела и в романах Паланика, но там они имели совсем другой оттенок. Здесь, читая обмен стандартными репликами между супругами, понимаешь, насколько это все ненастоящее, заведенное механическое пианино. Наверное, Пол был прав, считая что натуральное хозяйство - единственный выход в его ситуации, чтобы найти хоть что-то настоящее. Но, увы. На фоне этой личной трагедии про историю Рубашек даже говорить нечего - все более, чем закономерно.
Отдельно хочется выделить весьма позабавивший эпизод про Лужок. Наверное, в этом вся суть "постиндустриального интеллектуального общества" по западной модели. Однозначно вызовет улыбку и очень знакомые чувства у всех, игравших в Потанинские стипендии или проходивших отборы в Сколково
Хотя на самом деле, конечно, не только этот эпизод созвучен моему жизненному опыту. Говоря о неравенстве по образованию вспоминается наше небольшое путешествие в Латинскую Америку, а в словах о всеобщей механизации вспоминаются разбросанные по Европе и наиболее популярные в Скандинавии "автомеханические отели", в одном из которых останавливались и мы: все механизировано до предела, в здании лишь пустые коридоры, электронные замки и камеры, даже вызов администратора (находящегося не в здании гостиницы) - посредством висящей на стене плазмы. Это все удивительно, но жить так я бы вряд ли хотела.
Беда не в знаниях, а в том, для чего их используют.
Наверное, вот этой фразой из романа можно выразить итоговую идею романа. И еще - наверное идеей того, что людей просто так не изменить, и разрушающие систему люди, указанные в эпиграфе, хоть и вызовут восхищение, но не заставят следовать за собой. Финал романа - действительно единственный выход. Несмотря на то, что все закончилось ожидаемо - оно закончилось очень сильно. Очень злободневный роман, написанный полвека назад как фантастическая антиутопия, а оказавшийся ко времени сейчас. Стоит прочесть, несмотря на начало, которое может показаться нудным.
... Если вы не боитесь за свой ПИ, конечно.